Вт. Мар 2nd, 2021

Новый Журнал

Свежий взгляд на меняющийся мир

Владислав Криклий попал в рекордное число коррупционных и международных скандалов

Министр инфраструктуры Владислав Криклий, за недолгое время пребывания на должности, попал в рекордное число коррупционных и международных скандалов. Несмотря на юный возраст, Криклия называют “коррупционером, на котором клейма негде ставить”, вспоминая череду схем по хищению государственных средств с его участием.

Владислав Криклий

Криклий Владислав Артурович, родился 23 ноября 1986 в Киеве. В 2009 году Владислав Криклий получил степень магистра финансов Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, но благодаря родственным связям, еще будучи студентом работал начальником отдела по работе с ценными бумагами на фондовом рынке в КБ “Интербанк”. Далее с 2008 по 2010 трудился в управлении компании “Аструм”. На его счету также опыт директорства до 2013 года, полученный в ООО “Кино-театр”. 2014-ый для Владислава Криклия ознаменовался новой должностью в качестве советника министра МВД Арсена Авакова по вопросам внедрения информационных технологий. В украинском политикуме небезосновательно считают, что своей дальнейшей головокружительной карьерой Владислав Криклий обязан именно Арсену Авакову.

С марта по ноябрь 2015 года – Криклий заместитель начальника ГАИ МВД Украины, в сферу его прямых обязанностей входит ликвидация ведомства. В 2015 Владиславу было всего 29 лет и общественность стала возмущаться по поводу назначения на высокую должность человека, не имеющего в прошлом никакого отношения к МВС, без профильного образования и с сомнительными фотографиями в социальных сетях, где Криклий показывает любовь к лакшери жизни.

Стоит отметить, Владислав Криклий работая в должности заместителя начальника департамента ГАИ успел вляпаться в коррупционный скандал. Как удалось выяснить журналистам, Криклий не внес в декларацию информацию о своей роскошной квартире. По сообщениям в СМИ, Владислав проживает на третьем этаже элитного дома на ул. Б. Хмельницкого, 58а. Площадь квартиры составляет 119,6 м². Ее стоимость – более 250 тыс. USD. При этом владелец роскошной недвижимости является злостным должником. Перед ОСМД «Фундуклеевская» Владислав Криклий задолжал 20 212 USD и 2 658 183 грн 79 коп. Для погашения гривневого долга представители ОСМД подавали в суд.

В 2015 году после расформирования ГАИ Владислав Криклий стал руководителем Главного сервисного центра МВД, возглавлял рабочую группу по внедрению автоматической фото-видеофиксации ПДД в МВД. Стоит отметить, что Главный сервисный центр МВД занимался выдачей паспортов, водительских удостоверений, регистрацией и перерегистрацией транспортных средств. Владислав Криклий четыре года руководил одним из самых прибыльных и одновременно коррупционных направлений в системе МВД. По информации СМИ, только на регистрации автомобилей и выдаче прав, команда Криклия получала в виде “откатов” миллионы гривен. Будучи на должности, Криклий зарабатывал буквально на “каждой бумажке”.

В июле 2019 года Владислав Криклий был избран народным депутатом 9 созыва от партии “Слуга народа”. А уже 29 августа 2019 года Владислав Криклий был назначен министром инфраструктуры Украины, после чего сложил депутатские полномочия. 4 марта Верховная Рада уволила премьер-министра Алексея Гончарука и все правительство. Новым главой Кабмина стал Денис Шмыгаль. Парламент также утвердил новых министров, но не всех. Министерство инфраструктуры в правительстве Дениса Шмыгаля продолжил возглавлять Владислав Криклий. А уже в мае 2020 года в СМИ просочилась информация о том, что Криклий создал при министерстве инфраструктуры “теневой штаб”, зарабатывающий на схемах в транспортной области и лоббирующий интересы отдельных компаний.

Юрий Кисель

По информации журналистов, Владислав Криклий вместе с главой комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрием Киселем успешно разворовывали транспортную отрасль, расставив на должности нужных людей, которые послушно выполняли роль винтиков коррупционного механизма. Криклий также назначил своим советником Андрея Батищева, который, по словам депутата Александра Дубинского, во время руководства Укравтодором якобы брал 12,5% “отката” с каждого контракта.

Андрей Батищев

Еще один назначенец, бывший коллега Криклия в МВД Павел Шевченко курировал коррупционные схемы в скандальной “Укртрансбезпеке”, которая выдает лицензии на международные перевозки и Администрацию морских портов Украины, сохраняя все теневые потоки. В узких кругах Павла Шевченко знают, как ключевую фигуру в транспортной тематике.

Павел Шевченко

Он набрался опыта на теме обеспечения потребностей сервисных центров МВД необходимыми товарами и услугами, а с приходом Криклия во власть расширил свою компетенцию на все подконтрольные МИУ направления. Финансовые схемы они прокручивают через подконтрольные компании — «Светофор» и «Автовинн», которые выигрывают все тендера от госкомпаний на изготовление номерных знаков для автомобилей. «Светофор» заработал более 191 млн грн. на поставках МВД различных типов автомобильных знаков. А «Автовинн» получил почти 100 млн грн на поставках машин государственным и коммунальным структурам. Шевченко контролирует тендерные закупки всех подразделений «Укрзализниця», а также государственные порты. Различные вокзалы, которые размещены по всей Украине, и опекаются МИУ — это отдельная тема. Все клининговые компании, которые обслуживают территорию и здания вокзалов, аренда магазинов, киосков и прочего, имеет теневую сторону. Цена формируется на неофициальном уровне и исчисляется в сотнях миллионах гривен в год. Официальные поступления в бюджет, согласно договору, мизерные и вызывают улыбку. Реальные деньги от заключенных договоров на услуги стекаются в офис Криклия.

В мае 2020 го, после громкого скандала в СМИ ДБР завело два уголовных дела против Криклия: по поводу нецелевого использования средств Резервного фонда при возвращении украинцев на родину при объявлении карантина и из-за подозрений в коррупции при выдаче разрешений на установку газобалонного оборудования в автотранспортных средствах, которые успешно замяли.

Но самые большие коррупционные потоки контролируемые “зеленым министром” – это откаты, которые берутся с компаний, принимающих участие в проекте «Большая стройка», инициированном президентом Владимиром Зеленским. Так, из заявления экс-советника Ермака Игоря Уманского сделанного на своей официальной странице в Фейсбук 13 ноября о “Большом строительстве”, коррупции, воровстве миллиардов из ковидного фонда, с самого старта “Большого строительства” были внесены изменения в требования к тендерной документации.

Владислав Криклий и Владимир Зеленский

Новым требованиям соответствует только шесть компаний или “картель”, которые выигрывают главные тендеры. “Но, если присмотреться, эти компании не всегда строят дороги сами, а перепродают подряды субподрядчикам с дисконтом 30-40%”, — пишет Уманский. Как подсчитал экс-советник Ермака, на всех выигранных этими компаниями тендерах “дисконт” составил около 36 млрд грн — и именно такую сумму получил дополнительно “Укравтодор” из фонда борьбы с COVID-19 на “Большое строительство”. Для наглядности Уманский нарисовал схему разворовывания денег из ковидного фонда.

Новой коррупционной кормушкой для Владислава Криклия стала утвержденная Кабмином 21 декабря новая госпрограмма повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2023 года стоимостью в 2,4 млрд грн. Официально, ее цель — снизить уровень смертности в результате ДТП на 30% до 2024 года. Неофициально, Владислав Криклий пролоббировал принятие программы для очередного “распила бюджетных средств” под благим предлогом.

Между тем, “зеленый министр” Владислав Криклий умудрился нанести вред государству не только системным хищением огромных бюджетных средств, но и своей чудовищной некомпетентностью. В частности,только за ноябрь 2020 года Криклию удалось испортить отношения Украины сразу с двумя странами: Польшей и Казахстаном. Еще 10 ноября должна была состояться встреча Криклия с премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым в рамках визита делегации украинского правительства в Казахстан. 12 ноября СМИ даже сообщили о подписании меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между министерствами инфраструктуры Украины и Казахстана. Однако сам украинский министр на встрече не присутствовал. Хотя в Казахстан прибыл. Лишь спустя несколько дней появилась неофициальная информация о причинах срыва визита: украинский министр приехал в Казахстан с поддельным тестом на коронавирус, и в самый последний момент охрана премьер-министра Казахстана это обнаружила. Скандал пытались замять: в украинском министерстве информацию о попытке прорваться на встречу с поддельным тестом называли ложью.

Однако 19 ноября стало известно о том, что премьер-министр Украины Денис Шмыгаль принес казахстанскому коллеге свои извинения за инцидент, которые к тому же не были приняты. Примерно в это же время Украина вела с Польшей долгие переговоры по вопросам международных перевозок. Решалось, сколько разрешений на такие перевозки со стороны Польши получит украинская сторона в будущем году (и сколько выдаст сама). 20 ноября, как раз в очередной раз отбрехавшись от вопросов о поддельном тесте, Владислав Криклий пишет в своем фейсбук-аккаунте: «Все же дожали поляков на дополнительные разрешения». Но оказалось, что в «Фейсбуке» его читают не только журналисты и работники министерства, но и поляки. Которым сильно не понравилась формулировка украинского министра – и уже достигнутые договоренности между Украиной и Польшей были расторгнуты. Что позднее подтвердили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины.

Источник:  glavcor.com